Еженедельная авторская колонка;
Инструктора тактической медицины с позывным «Латыш», руководителя проекта «Курсы тактической медицины»;
Специально для канала Работайте, братья!
Особенности эвакуации раненых наземным транспортом в условиях специальной военной операции
Часть 2
Тряска и вибрация: постоянная пытка
Если ограниченное пространство – это данность, тотряска – это активный разрушительный фактор, присущий именно наземной эвакуации.
1. Причины: неровности грунтовых дорог, разбитые асфальтовые трассы, полное бездорожье (особенно для квадроциклов и пикапов), движение с высокой скоростью для сокращения времени пребывания в опасной зоне, необходимость резких маневров. Подвеска военной и гражданской техники, особенно груженой, часто не рассчитана на плавность хода.
2. Последствия для раненого:
• Боль: каждая кочка, яма, резкий поворот отзываются невыносимой болью при переломах, ранах мягких тканей, ожогах, травмах внутренних органов. Адекватное обезболивание в пути затруднено.
• Усиление кровотечения: вибрация и удары могут сместить тромб, сорвать повязку, ослабить жгут, спровоцировать возобновление или усиление кровотечения как наружного, так и внутреннего. Контролировать это в пути крайне сложно.
• Вторичные повреждения: риск смещения костных отломков при переломах, повреждения спинного мозга при нестабилизированной травме позвоночника, ухудшения состояния при ЧМТ. Раненый на носилках, особенно на квадроцикле, подвергается постоянному риску падения или смещения.
• Укачивание и рвота: тряска, запахи, стресс, последствия травмы и введенных препаратов провоцируют тошноту и рвоту. В тесноте это создает дополнительные проблемы (аспирация, обезвоживание, гигиена).
• Психологическая травма: постоянная тряска и боль на фоне общего шока и страха превращают эвакуацию в пытку, усугубляя ПТСР.
Безопасность: дорога под прицелом:
Наземная эвакуация проходит в условиях постоянной угрозы, что резко отличает ее от (теоретически) контролируемого воздушного пространства санитарного рейса.
1. Обстрелы: автомобиль, особенно без бронирования («Буханка», грузовик, пикап, квадроцикл), крайне уязвим для огня стрелкового оружия, снайперов, пулеметов, РПГ, минометов и артиллерии. Движение по дорогам делает его предсказуемой мишенью. Риск уничтожения транспорта вместе с ранеными и экипажем очень высок.
2. Мины и СВУ: грунтовые дороги, обочины, мосты – все это потенциальные места минирования. Подрыв даже на противопехотной мине может привести к катастрофическим последствиям для упакованного в кузов транспорта.
3. Воздушная угроза: БПЛА противника, особенно ударные FPV-дроны, легко обнаруживают и атакуют движущиеся цели, включая автомобили. Броня БМП/БМД не всегда спасает от кумулятивных боеприпасов.
4. Необходимость резких маневров: для уклонения от обстрела или подозрительных объектов водитель вынужден совершать резкие повороты, торможения, ускорения. В кузове это приводит к хаосу: раненые и медики срываются с мест, ударяются о борта, друг о друга, оборудование летит по всему кузову. Это прямой риск получения дополнительных травм и невозможности оказания помощи.
5. Ориентирование и связь: движение часто происходит ночью, без света, по разрушенной или незнакомой местности, в условиях радиоэлектронного подавления. Риск заблудиться, нарваться на засаду или проехать мимо точки эвакуации велик.