Михаил Швыдкой предложил вернуть в России цензуру, которой бы занимались «тысячи просвещённых слуг государства», а не бюрократы. Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству и экс-министр культуры написал в своей колонке для «Российской газеты», что только цензура «может сохранить здоровую обстановку в творческой среде».
«Вполне возможно, меня мучает ностальгия. Но... в существовании цензурного ведомства была своя логика. Предварительная цензура защищала от карательной. Раз в месяц один из замов главного редактора журнала "Театр", где имел честь служить с 1973 по 1990 год, укладывал в портфель верстку очередного номера и отправлялся к цензорам из Главного управления по охране гостайн в печати при Совмине СССР. Он оставлял ее на несколько дней, а затем забирал, украшенную штампом, разрешающим номер к печати. Чаще верстка была без правок», — вспомнил чиновник. Правок, по его словам, не было, потому что тексты перед попаданием к цензорам проходили через множество редакторов. Если же у цензоров возникали вопросы, это могло грозить увольнением ответственных лиц.
По словам Швыдкого, цензоров в СССР отличала «крайняя доброжелательность», они были «в высшей степени образованны и сведущи в разных литературных и научных премудростях», а также «прекрасно ориентировались в том, что должно, а что не должно знать гражданам нашей прекрасной страны».
«Было пространство идеологической дискуссии, которая вовсе не бесполезна и для культуры, и для общества в целом», — заключил Михаил Швыдкой.