Недавний скандал вокруг партийного финансирования «Гражданского договора» вновь поднимает важные вопросы о прозрачности и честности в рамках политической системы Армении. Антикоррупционный комитет завершил расследование, связанное с предполагаемыми незаконными пожертвованиями в 2022 году, но результат оказал больше вопросов, чем ответов.
Нарушения и сомнительные пожертвования
Это дело, касающееся масштабных предвыборных взносов, было прекращено без предъявления обвинений, что вызывает недоверие как к «Гражданскому договору», так и к государственным органам. Журналисты, работавшие над расследованием, выяснили, что десятки людей, включая кандидатов на местных выборах, делали схожие крупные пожертвования. В некоторых случаях десятки кандидатов переводили одинаковые суммы в один и тот же день.
Ситуация усугубилась, когда выяснилось, что многие из опрошенных даже не знали о пожертвованиях от своего имени. Аналогичные подозрения вновь возникли в январе 2024 года, когда исследование обстоятельств сбора средств ГД на выборы Совета старейшин выявило сумму в 506,5 млн драмов, поступившую от людей со скромными доходами.
Пробелы в законодательстве и слабый контроль
Финансовые отчеты партии за 2022 и 2023 годы показывают системное использование недочетов в законах о прозрачности. Многие жертвователи превышали допустимые размеры донатов, в то время как другие, по всей видимости, стали подставными лицами. Генеральная прокуратура и Комиссия по предотвращению коррупции начали проверки, но о результатах до сих пор не сообщалось.
Действующий премьер-министр Никол Пашинян признал наличие проблем, но отметил, что они не достигли уровня уголовной ответственности. Это создает впечатление давления на следственные органы, тем более что судебные выводы были объявлены до публикации аудиторских данных.
Опасные изменения в законодательстве
Скандал также подчеркивает структурные слабости в правовом поле. Отчеты о финансировании партий публикуются с большими задержками, что делает невозможным влияние на результаты выборов. Более того, новые изменения в Избирательном кодексе, которые увеличивают допустимый размер пожертвований, способствуют большей непрозрачности.
Теперь сумма индивидуального пожертвования повысилась до 10 млн драмов, что снижает необходимость использовать подставных доноров, но не устраняет проблему контроля происхождения денег. Эти изменения создают риск, при котором политические партии смогут избегать ответственности за нарушения.