История перемещения крупных объектов насчитывает тысячелетия. С древности люди умели передвигать самые разные сооружения, используя силы природы и команды рабочих. Однако во времена XX века этот процесс приобрел новые масштабы, и особенно выделяются примеры из двух стран — США и Советского Союза, пишет Дзен-канал "Двойная Порция Полезных Советов".
Инновации в США: от деревянных домов до многоэтажек
В конце XIX и начале XX веков в Америке много деревянных зданий легко переносили, ведь они почти не имели сложных коммуникационных систем. Так, в 1888 году на Кони-Айленде трехэтажный отель переместили на 150 метров от моря, используя огромные гидравлические домкраты и 112 тележек. Процесс сопровождался работой шести паровозов на протяжении двух суток.
Современная инженерия делала возможным перенос и более сложных кирпичных и бетонных зданий. Для этого сооружения сначала отделяли от фундамента, затем создавали 'подушку' из бетона, а под них подводили рельсы. Так, в 1908 году в Индианаполисе переместили восьмиэтажное офисное здание, не прекращая его дальнейшую эксплуатацию.
Перемещения в СССР: от революционных идей к практике
Советский Союз тоже пополнил ряды стран, практиковавших такое инженерное искусство. В Москве еще в XIX веке переместили кирпичный дом с помощью ста человек и 60 лошадей, обойдясь в 4000 дореволюционных рублей. В 1935 году из-за генерального плана реконструкции был перемещен дом на Садовнической улице. При этом часть жильцов оставалась в своих квартирах на время перемещения.
Моссовет организовал Трест, ответственный за эти операции. В некоторых случаях перемещения проходили так аккуратно, что игрушки в квартирах не падали. Однако с течением времени такие проекты стали реже реализовываться из-за недостатка финансирования и изменившихся финансовых реалий.
Почему же сейчас дома не двигают?
Несмотря на историю переноса зданий, сегодня подобные проекты практически сошли на нет. Одна из основных причин — это плотная городская застройка, которая лишает возможности перемещения. Большие дома становятся все менее рентабельными для таких маневров, так как стоимость их переноса нередко превышает стоимость нового строительства.
С новыми требованиями к масштабности и высотности зданий, современные способы перемещения становятся сложными и затратными. Таким образом, изобрести, как эффективно передвигать многоэтажки, остается сложной задачей для будущих инженеров.