В своём новом Постановлении от 25 ноября 2025 года Конституционный Суд Российской Федерации забросил важную правовую бомбу: федеральный законодатель, изменяя налоговое законодательство, обязан внедрять механизмы адаптации для уже заключенных долгосрочных договоров. Это решение стало итогом рассмотрения ряда норм Гражданского и Налогового кодексов, включая Закон № 265-ФЗ, который ввёл НДС на лицензии иностранного программного обеспечения, пишет Дзен-канал "Бизнес Юрист".
Суть конфликта: кто должен уплатить новый налог?
Спор, добравшийся до КС РФ, вспыхнул между поставщиком программного обеспечения и ПАО «Банк ВТБ». В 2020 году стороны подписали долгосрочный контракт на использование программы Microsoft на сумму 2 миллиарда рублей, при этом на момент подписания договора НДС на операции с иностранным ПО не взыскивался. Однако с 1 января 2021 года Закон № 265-ФЗ вступил в силу, обязывая уплачивать НДС на лицензии, не вошедшие в реестр российских программ, а продукты Microsoft не были в этом реестре.
В результате возникла конфликтная ситуация: поставщик был обязан уплатить НДС за 2021 год, тогда как Банк ВТБ утверждал, что сумма договора фиксированная. Не сумев достичь консенсуса, поставщик подал иск на взыскание 141,4 миллиона рублей налога и 7 миллионов рублей пеней. Судебные разбирательства проходили через множество инстанций, каждая из которых выносила противоположные решения, что указывало на неразбериху в правоприменительной практике.
Правовая позиция KС РФ
КС РФ, изучив дело, не отменил оспариваемые нормы, но отметил наличие правового пробела. Суд выделил несколько ключевых принципов, которые должны применяться в подобных случаях:
- Свобода договора не абсолютна. Государство вправе изменять налоговое законодательство в интересах общества, что может затрагивать условия уже действующих контрактов.
- Обязанность законодателя предусмотреть адаптационные механизмы. Условия законопроекта не содержали механизмов для адаптации, таких как пересмотр цены договора или расторжение контракта.
- Необходимость корректировки правоприменительной практики. Суд отметил, что автоматическая передача налогового бремени без согласования противопоставляет принципам справедливости и соразмерности.
Алгоритм разрешения споров
На переходный период до внесения изменений в законодательство КС предложил судям следующее: для юридических лиц поставщик может потребовать увеличения контракта, но не более чем на 50% от суммы налога. В случае с физическими лицами изменение цены через суд невозможно. Для госзакупок действуют особые правила, установленными законодательством о контрактной системе.
Эти решения КС РФ имеют огромное значение для участников долгосрочных гражданских отношений, обеспечивая новые преимущества и повышая предсказуемость в правоприменении.































